Гиперактивный ребёнок — что делать родителям? Советы психолога

Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент – это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?

  • Как разобраться, ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук» или его все-таки нужно показать специалистам.
  • Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
  • Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга.
  • Ребёнок плохо себя ведёт, все теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы.

На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.

Содержание

СДВГ: что это такое

Гиперактивный ребёнок - что делать родителям? Советы психолога

СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью ( по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им.Сербского).

СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.

Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме:

  • «плохое» поведение в садике;
  • конфликты со сверстниками на детских площадках;
  • проблемы с успеваемостью в школе;
  • сложности с поведением на уроках (попробуй усиди на месте, сложа руки, целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове – туча мыслей, и все – не об учёбе);
  • нежелание и неумение самостоятельно выполнять домашнюю работу и т.п.

Виды гиперактивности

СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома. У детей может наблюдаться одновременно излишняя подвижность и расстройство внимания, а может быть дефицит внимания без гиперактивного компонента.

Или наоборот – ребёнок очень импульсивный, с трудным поведением, которое сам не может контролировать, но задачи на внимание ему удаётся выполнять хорошо. Также существуют и смешанные типы.

В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

Масштабы проблемы

Гиперактивный ребёнок - что делать родителям? Советы психолога

  • Сколько таких детей в мире?
  • По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1-3% до 24-28 %.
  • По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% – среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ – США (4 – 20%) и Россия (7 – 16 %). Затем идут Китай (1 – 13%) и Италия (3 – 10%).

*Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е.В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им.В.П. Сербского Минздрава Росиии, Москва, 2015.

Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах – разные критерии и методы диагностики.

Причины появления СДВГ

Гиперактивный ребёнок - что делать родителям? Советы психолога

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

1. Биологические факторы

Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

2. Генетические факторы

Гиперактивный ребёнок - что делать родителям? Советы психолога

Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

3. Психосоциальные факторы

  • Низкое социальное положение семьи
  • Алкоголизм родителей
  • Тяжелые разногласия между родителями

4. Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

  • недостаток белков в рационе ;
  • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
  • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребёнок - что делать родителям? Советы психолога

  1. Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?
  2. Только врач – психиатр или невролог.
  3. Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.
  4. Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Симптоматика

1. Гиперактивность

Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

2. Дефицит внимания

СДВГ: признаки, лечение. Какие ошибки совершают родители. Объясняет детский психиатр

Не делает уроки, дерется с одноклассниками, разносит квартиру…Знакомо? Вместе с детским психиатром нашей клиники Ириной Лабутьевой поговорили о том, как распознать и лечить синдром гиперактивности. А также, о том, какие ошибки совершают родители гиперактивных детей.

Что такое и с чем путают СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:

  • Нарушение концентрации внимания
  • Неусидчивость, избыточная подвижность
  • Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.
  • СДВГ является врожденным состоянием.
  • Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.
  • Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.

Расстройства обучения– это группа состояний, которые имеют разные проявления, но, в целом, не позволяют ребенку нормально обучаться. Например, к ним относится дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни.

А также, существует дисграфия – это расстройство, при котором человек не может написать слово, обозначающее предмет, о котором он пытается написать.

Также, для дисграфии характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки, не связанные с тем, что ребенок не учит правила, — он просто не может связать буквы с тем, что пытается описать.

Расстройства настроения– это аффективные расстройства, такие, как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, — допустим, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение недель и месяцев.

  1. Тревожные расстройствахарактеризуются беспричинным страхом, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.
  2. Подробнее о тревожном расстройстве мы писали здесь.
  3. СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.
  4. Выделяют три формы СДВГ:
  1. Преобладает нарушение концентрации внимания
  2. Преобладает гиперактивность
  3. Смешанная форма

По каким признакам можно определить СДВГ

Существует так называемая триада СДВГ, в которой представлены основные процессы, нарушенные у людей, страдающих данным синдромом:

О природе этих процессов мы поговорим в следующем разделе, а пока давайте рассмотрим признаки СДВГ, которые можно заметить у своего ребенка и обратиться за помощью к врачу.

Источник: Яндекс

Согласно DSM-5, критерии постановки диагноза СДВГ делятся на два направления:

  • Признаки нарушения концентрации внимания: ребенок делает много ошибок в домашней работе, не может долго читать или слушать кого-то, избегает выполнения заданий, требующих терпения и скрупулезности, часто теряет свои вещи, не умеет составлять план действий и т.д.
  • Признаки гиперактивности: ёрзает на месте, болтает руками или постоянно играет с предметами, во время урока может встать и начать ходить по классу; ребенок необычайно разговорчив, часто вторгается в чужие разговоры, выкрикивает ответы, прежде чем собеседник закончил свой вопрос, и т.д.
Читайте также:  Комок в горле при глотании слюны - почему тяжело и больно глотать

Из практики врача:

На прием пришла семья с гиперактивным ребенком. Ребенок часто вмешивался в разговоры взрослых, отвечал вопросом на вопрос. Он всегда был очень нетерпеливым: не мог сосредоточиться на учебе, не мог выдерживать тайминг выполнения домашних заданий – через 5 минут вставал из-за стола и убегал играть.

В классе все время ёрзал на стуле, был очень неусидчивым. У него был хорошо развитый интеллект, но успеваемость низкая.Из-за этих особенностей поведения у ребенка произошло нарушение адаптации среди детей и в семье.Впоследствии появились изменения психики, которые можно было вовремя скорректировать, но родители этого не сделали.

Подробнее о признаках СДВГ мы писали здесь.

Как устроен мозг при СДВГ

СДВГ не является органической патологией. Органическая патология – это изменения мозга, связанные с повреждением и гибелью нейронов. При СДВГ наблюдаются функциональные изменения работы мозга.

Основное звено, отличающееся от нормы, — это усиленная выработка нейромедиаторов дофамина и норадреналина.

Они вырабатываются в определенных участках мозга и служат для передачи электрических импульсов между нейронами через специальные каналы – синапсы.

Источник: Яндекс

За проявления СДВГ отвечают 4 области мозга:

  • префронтальная кора
  • базальные ганглии
  • лимбическая система
  • ретикулярная формация.

Источник: Яндекс

При СДВГ в перечисленных отделах существуют нейроны, усиленно вырабатывающие норадреналин. Это приводит к усиленной активации этих структур и соответствующим эффектам: бурному эмоциональному ответу, избыточной двигательной активности, тревожности и т.д.

Ошибки родителей гиперактивных детей

Основная ошибка – родители боятся психиатров. Взамен они ведут ребенка к неврологу, а тот не лечит СДВГ. Невролог может лишь назначить общеукрепляющую терапию, что не поможет ребенку купировать симптомы СДВГ.

Необходима психотерапия, в частных случаях – семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка, которую назначает только врач-психиатр.

Избегая консультации психиатра, родители упускают время, когда можно скорректировать симптомы, и в итоге нарушается адаптация ребенка. Он не успевает по учебе, не может найти друзей, вдобавок родители начинают ссориться из-за его поведения – его жизнь рушится.

Еще одна ошибка родителей – агрессия по отношению к ребенку.

Дети плохо себя ведут, особенно в обществе, — родители испытывают чувство стыда за поведение детей и начинают ругать их, в том числе, применяя физическое насилие.

Это не помогает, а только ухудшает ситуацию – ребенок становится еще более гипервозбудимым, не слушается, орет. В итоге, в семье происходят скандалы, мама нервничает, ребенок тоже – ничего хорошего.

Подробнее об этих и других ошибках воспитания мы писали здесь.

Источник: Яндекс

Бесконечные дополнительные занятия, чтобы «куда-то девать энергию…»

Ребенка с СДВГ отдали в спортивную секцию: занятия длились по 2 часа, 5 раз в неделю. Из-за чрезмерной усталости у ребенка произошла перегрузка нервной системы. Он и так был перевозбужден, а после секции все стало еще хуже. От усталости он становится еще более гиперактивным, и у него страдает концентрация внимания.

Источник: Яндекс

Гиперопека. Ребенок постоянно находится под всепоглощающим контролем родителей. Его не выпускают гулять одного, все время контролируют, покушал ли он, как он одет, чем занят и где находится. Это возникает из-за тревожности родителей, а тревожность всегда передается ребенку. Таким образом, при наличии СДВГ тревожность ухудшает картину основного синдрома.

Источник: Яндекс

Потворствующее воспитание. Ребенку позволено всё, он кумир семьи. Таким образом родители формируют в нем эгоцентризм, эгоизм, ощущение, будто весь мир вертится вокруг него. У такого ребенка отсутствует слово «нет». Не задавая ребенку никаких рамок и ограничений, родители стирают необходимые границы между собой и ребенком.

Подробнее о том, как не вырастить инфантильную личность, мы писали здесь.

Как вести себя родителям

Правила достаточно простые:

  • Уделяйте ребенку достаточно времени и внимания. Читать сказки на ночь, беседовать с ребенком – просто так, не обсуждая родительское собрание, а просто интересоваться его жизнью, интересами
  • Обращайте внимание на собственную мимику – во время игрового процесса старайтесь максимально понятно выражать свои эмоции, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка
  • Четко, в деталях объясняйте задание. Во-первых, так вы придадите ему уверенности, что он со всем справится. Во-вторых, когда большое задание делят на маленькие части, человек получает большее удовлетворение от своей работы и более охотно с ней справляется
  • Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, — тогда в следующий раз он не откажется от работы.
  • Старайтесь не наказывать ребенка. Так вы добьетесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.

Из практики доктора:

Мама пришла с работы, уставшая. Ребенок не слушается ее, отказывается делать домашнюю работу. Он неусидчив, мать сажает его за письменный стол, а он через 5 минут убегает играть.Конечно, мать начинает злиться.

Раздражение переходит в крики, насилие…В данном случае нужна была семейная психотерапия – для того, чтобы научить родителей грамотно воспринимать заболевание своего ребенка, его особенности.

В здоровой среде ребенок выздоравливает.

Как ставят диагноз

Согласно DSM-5, диагноз СДВГ ставится при наличии у ребенка не менее 6 критериев (см. симптомы), наблюдаемых постоянно в течение более полугода.

Пики заболевания приходятся на возраст 7 лет – начало учебы в школе, смена окружения, появление нагрузок – и 12-14 лет – переходный возраст, организм претерпевает значительный стресс от гормональных и физических перестроек.

Диагноз ставит врач-психиатр!

Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Может также дать анкету для самостоятельного заполнения.

Оценивается психический статус ребенка. Не беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции:

  • Ориентация в пространстве и времени
  • Способность концентрировать внимание
  • Умение приводить логичные аргументы
  • Память
  • Способность строить умозаключения
  • Коммуникативные способности

Помимо психического, необходимо оценить неврологический статусребенка. При этом исследуют:

  • Наличие сознания
  • Уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов
  • Качество движений и т.д.

При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться.

Дополнительные диагностические мероприятия включают в себя ЭЭГ и МРТ головного мозга – для исключения органической патологии.

Лечение СДВГ

Источник: Яндекс

Лечение включает два обязательных компонента:

  1. Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации.
  2. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.

Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать.

Из практики врача:

На прием пришла семья. Ребенок через 5 минут после начала сеанса бросился к игрушкам, тут же раскидал их. Он не мог надолго сосредоточиться ни на одном занятии: стал обнимать врача, хватать чужие вещи без спроса, все время перебивал взрослых.

Были выписаны медикаменты и психологическое сопровождение. Через 3 месяца у ребенка улучшилась концентрация внимания, прошла импульсивность, наладилась адаптация в коллективе.

Ребенок стал лучше учиться, его поведение нормализовалось, и прекратились конфликты.

Прогноз при СДВГ

  • Благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ.
  • Однако важно понимать, что для победы над синдромом необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации.
  • Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих.
  • Не корректируя особенности характера, свойственные заболеванию, человек будет доведен до состояния психопатии – негативные черты характера начнут восприниматься им как норма и встроятся в его личность.
  • У 25% людей с диагностированным в детстве СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.
Читайте также:  Антибиотик для горла для детей – местные лекарства для ребенка

Источник: Яндекс

В чем это выражается:

  • Трудности с концентрацией внимания
  • Нетерпеливость
  • Неспособность сидеть на месте без каких-либо движений
  • Сложности в планировании событий
  • Трудности в личных отношениях

Если вы узнали себя или своего ребенка в описанных симптомах, обратитесь к врачу-психиатру. Вы можете записаться на прием к специалисту нашей клиники прямо сейчас.

Другие статьи по теме:

Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми. Рассказывает врач

Как лечить молчание (психогенный мутизм) у ребёнка: рассказывает психиатр

Как распознать детскую шизофрению? Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Гиперактивный ребёнок: что делать родителям — 46 советов психолога

Ваш малыш и 5 минут не может усидеть на месте? В школе непоседа то и дело срывает урок и не может концентрироваться на обучении? Из-за этого у него низкая успеваемость и учитель все время жалуется на его поведение. Гиперактивный ребенок, что же делать родителям?

Советы психолога раскроют секреты воспитания чрезмерно активных детей, и вы забудете о своей проблеме.

Исходя из данных статистики один из двадцати детей является гиперактивным. Причем, у мальчиков такая напасть встречается чаще в 2-3 раза. Таким образом, напрашивается вывод, что в среднем в каждом классе можно встретить как минимум 1 сверх активного малыша.

Причины

  1. Самая распространенная причина – недостаток внимания в основном со стороны родителей, но порой и со стороны педагога или сверстников
  2. Особенности характерных черт личности человека
  3. Малыши, переведенные на искусственное вскармливание в группе риска
  4. Дети появившиеся на свет с помощью кесарева сечения

Особенности характера или отклонение?

Увидев непоседливого ребенка, который то и делает, что находится в движении, могут возникнуть сомнения относительно нормальности его поведения. Недоумение вызывает сверх подвижность ребенка и его невнимательность. Неужели этот малыш не устал? Откуда у него столько энергии? Как ему удается за несколько минут устроить погром в комнате?

Понятие гиперактивность появилось не так давно, в принципе, как и дефицит внимания. Ещё буквально несколько десятков лет назад мы не сталкивались с такими диагнозами и понятиями. Безусловно, в то время были дети, которые на фоне остальных казались менее усидчивыми или менее внимательными.

Но всё списывалось на то, что ребенок ещё маленький, и такое поведение с возрастом пройдет. Позже, замечая у подростков агрессивность, вспыльчивость, сверхмерную активность, такое поведение оправдывалось половым созреванием и переходным возрастом.

А встречаясь со взрослым человеком, который сверх импульсивен, не усидчив, эмоционален и много говорит, мы думаем что это такой тип характера или такое воспитание.

Еще недавно гиперактивность считалась лишь поведенческой особенностью. Но в последнее время было выяснено, что это психическое отклонение, которое не поддается простым методам воспитания, а требует комплексного подхода и наблюдения специалиста.

Поэтому следуйте советам психологов, а лучше обратиться на консультацию непосредственно.

В чем проявляется?

  • Ребенку свойственна чрезмерная двигательная активность: бегает, прыгает, везде залазит.
  • Сидеть спокойно на месте для него смерти подобно. Постоянно ерзает, вертиться, крутиться, мусолит одежду или волосы.
  • Не может играть в спокойные игры, требующие концентрации.
  • Крохе сложно долго чего-то ждать. Он начинает нервничать и капризничать.
  • Когда малыша спрашивают о чем-либо, ему сложно сконцентрироваться на вопросе и дослушать до конца. Он может отвечать невпопад или не особо задумывается над ответом.
  • Когда другие дети увлечены спокойными играми, он склонен мешать им, отвлекая и доставляя дискомфорт.
  • Ему сложно контролировать эмоции, особенно агрессивные.
  • Кроха имеет беспокойный сон, часто переворачивается, просыпается, сбивает простынь, раскрывает одеяло.
  • Очень невнимателен
  • Многим интересуется, но мало что и этого понимает до конца.
  • Плохо усваивает то, что ему говорят.
  • Раздражителен
  • Реагирует на шумную обстановку и ее смену.
  • Обладает резкой сменой настроения.

Гиперактивность можно обнаружить уже в возрасте 1-го года по таким признакам, как задержка в развитии речи, нарушенная двигательная моторика.

Случай из практики

“Когда моему сыну Марку исполнился год, стала замечать за ним чрезмерно активное и непослушное поведение. Бывало убегал на улице, когда гуляли, когда кушал, бегал по комнате и невозможно было никакими силами его успокоить. В доме часто технику ломал, обе бабушки от него вешались и совсем не могли с ним справиться.

Я долго не могла понять, является ли такое поведение нормой. И решила обратиться к детскому психологу. После нескольких тестов, мне сказали, что сын гиперактивен и нуждается в корректировочном лечении. Мне надавали кучу советов и рекомендаций.

Сначала казалось, что и невозможно начать их выполнять. Но потом потихоньку я внедряла то 1 совет, то другой. И через некоторое время заметила, что сын стал спокойнее. Помогала спортивная секция футбола, где он мог вдоволь набегаться и выплеснуть избыток энергии. Также строгий распорядок дня и спокойные занятия перед сном.

Сейчас сын уже в первом классе. Ему еще немного сложно сидеть на уроках и слушать внимательно, но я предупредила учителя о нашей проблеме и она вошла в положение, также помогает ему, чем может. Если бы не подготовка психолога к школе, то наверное сын бы и вовсе не смог заниматься.”

Не путайте активность и гиперактивность

Бывает родители называют своих детей гиперактивными и думают, что это положительное понятие. Но в данном случае они путают активного малыша и гиперактивного. Такое поведение, как любознательность, тяга к новым знаниям, интерес ко всему новому – это хорошо.

А вот гиперактивность, которая чаще всего сопровождается нехваткой внимания, считается неврологическим расстройством. Наиболее ярко проявляется в период после 5 лет. Это негативно сказывается на развитии ребенка, он отстает от сверстников.

Гиперактивность проявляется в дошкольном возрасте. Чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов на то, что до школы ребенок научится концентрироваться и обладать своими эмоциями. Каждый малыш по своему индивидуален, а понять какие способности заложены именно в вашем малыше, помогут методики, которые используются в современной психологии.

Для того чтобы понять своего ребенка, и определить его особенность, достаточно посетить консультацию психолога. Ведь пока ребенок не разговаривает, трудно определить, что-же на самом деле он умеет и на что способен. Даже самый обычный ребенок, при правильном подходе к воспитанию, может вырасти вундеркиндом.

Понаблюдайте за своим ребенком, сопоставьте его поведение с нижеизложенным:

  • неусидчивость
  • повышенную активность
  • беспокойство
  • невнимательность
  • агрессивность
  • эмоциональность
  • отсутствие концентрации
  • не умение дослушать до конца
  • непослушание
  • игнорирование
  • несдержанность
  • не контролирование эмоций

Заметив за ребенком что-либо из списка, стоит познакомиться по ближе, с квалифицированным психологом. Бесспорно, это еще не обозначает что у вашего малыша гиперактивность, но удостоверится наверняка, всё же стоит. Распознав в раннем возрасте, способности и наклонности ребенка, вы в дальнейшем будете знать, чем занимать его свободное время, чтобы это пошло ему на пользу.

Правильные шаги в воспитании гиперактивного ребенка. Советы психолога

Если пройдя консультацию психолога, вам поведали, что у вашего малыша гиперактивность, не стоит впадать в панику. На самом деле ничего страшного и постыдного в этом нет. Просто вам, как родителям, придется уделять больше внимания ребенку, общаться, учится, играть вместе с ним.

Ему будет необходимо видеть в вашем лице поддержку и опору. Чувствовать, что на вас можно положится в любой ситуации.

Читайте также:  Как быстро вылечить насморк и сопли у ребенка в 2 года

Поэтому, не стоит прибегать к физическому наказанию, даже если поведение ребенка крайне неприемлемо. Ваши отношения с ребенком должны быть основаны на заботе, спокойствии и терпении. От вас потребуется спокойствие, чтобы не вспылить и не сорваться на крик, когда ребенок будет всячески испытывать вас на прочность.

Когда вы будете обладать таким самообладанием, ваш малыш, чувствуя заботу и покой, начнет меняться на глазах, приобретая концентрацию, внимательность и усидчивость. Родители должны стать примером для своих детей, ведь маленькие люди снимают под копирку нашу манеру поведения.

  Как полюбить себя? Советы психолога для всех

От родителей многое зависит, поэтому, им необходимо отнестись серьёзно к нижеизложенным советам, квалифицированных психологов. Это вовсе не трудно воплотить в реальность, стоит лишь начать вносить изменения в жизнь ребенка постепенно, используя подсказки специалистов.

  1. Сократите времяпрепровождение за телевизором. Телепрограммы с негативным и агрессивным содержанием вообще стоит исключить.
  2. Выделите ребенку личную комнату, или отдельный уголок в котором ему будет комфортно сосредоточится. Гиперактивность связана с концентрацией, соответственно, задача родителей, обеспечить ребенку комфортные условия для улучшения концентрации внимания.
  3. Сократите время, отведенное на компьютерные игры. По возможности сведите их к минимуму, т.к. они возбуждают нервную систему.
  4. Не давайте ребенку переутомляться, помогайте ему соблюдать режим и ложиться спать в отведенное для этого время.
  5. Пребывая на улице, разрешайте ребенку активные действия. Выплеск энергии ему необходим.
  6. Внесите в рацион питания здоровую пищу.
  7. Проводите больше времени с ребенком, играйте с ним в настольные игры, обучайте его новому.
  8. Консультируйтесь с психологом, который посвятит вас в различные методики, они способствуют расслаблению, и усилению концентрации.
  9. На стене не должно быть плакатов и постеров, которые будут отвлекать ребенка от конкретного занятия.
  10. Правила поведения должны быть четко обозначены, чтобы у малыша не возникало неясностей с тем, что ему можно и что нельзя. Также конкретны и последовательны: если сегодня отбой в 9 вечера, то и завтра и в последующие дни этого необходимо придерживаться.
  11. Старайтесь придерживаться золотой середины: правила поведения должны быть посильны ребенку, но и вседозволенности тоже допускать не стоит.
  12. В общении помните, что слова и поступки гиперактивной крохи не всегда должным образом продуманы и умышленны.
  13. Следите построже за соблюдением требований безопасности и сохранения здоровья ребенка. Ведь у таких малышей заниженный страх получить травму.
  14. Не злоупотребляйте количеством предъявляемых условий, иначе ребенок не сможет их все запомнить.
  15. Если необходимо напомнить малышу о каком-либо правиле, делайте это спокойным сдержанным тоном, без проявления излишних эмоций, можно даже сказать нейтрально и автоматически. Не читайте ему нотаций целую депешу, старайтесь уложиться в 10 слов.
  16. Чтобы не быть голословными хорошо показывать своим примером, как сделать правильно.
  17. Не требуйте от чада сразу слишком многого, например, чтобы он был внимателен, усидчив и аккуратен.
  18. Не нужно принуждать в обязательном порядке просить прощения за каждую оплошность.
  19. Для создания эффекта неожиданности попробуйте различные реакции на проступок: повторить за малышом его действия, пошутить над этой ситуацией, сделайте фото, оставьте его в одиночестве, но только не в темноте.
  20. Составьте режим дня и следуйте ему. Завтрак, обед, ужин, игры, прогулки должны проходить каждый день в одно и то же время. Внесите в него, любимые занятия ребенка.
  21. Не желательно освобождать ребенка из-за повышенной активности от каких-либо занятий, которыми занимаются другие дети.
  22. Старайтесь выработать у крохи привычку не начинать нового дела, пока не закончено предыдущее.
  23. Чтобы у малыша не возникало агрессии на вас в тот момент, когда вы ему напоминаете, что время игр истекло, ставьте будильник и заранее предупреждайте об этом.
  24. Побольше включите в распорядок дня прогулок на свежем воздухе.
  25. Запишите ребенка на спортивную секцию, чтобы у него была возможность выплеснуть избыток энергии. Но учтите при выборе, что такие секции, как силовая борьба и бокс для гиперактивных детей нежелательны.
  26. Чаще доказывайте свои любовь и одобрение: хвалите, обнимайте.
  27. Следите за балансом наказаний и похвалы: поощрений должно быть больше, чем нареканий.
  28. Обязательно хвалите за вещи, которые чаду хорошо удаются. Лучше если использовать при этом прикосновение или улыбку.
  29. Также можно выразить одобрение и похвалить за хорошее поведение, разрешив дополнительно позаниматься тем, что ему нравится.
  30. Не следует борщить с порицанием, так как дети с повышенной активностью реагируют на него гораздо сильнее, чем обычные.
  31. Исключите физическое наказание. Если ребенок сильно набедокурил, карой для него будет запрет его активных действий, домашний арест, изоляция.
  32. Также в качестве меры наказания могут быть приняты запрет телевизора, компьютера, разговоров по телефону.
  33. После того, как время наказания истечет, следует провести беседу, чтобы ребенок понял свою ошибку и как правильно нужно было поступить.
  34. Не выполняйте за малышом уборку его комнаты. Минимальные обязанности по дому ему необходимы, так же как и другим детям. Это может быть также уборка игрушек, одежды в шкафу на полках.
  35. Гиперактивным детям необходимо спать достаточное количество времени. При недосыпе их проблемы еще более обостряются. Внимание и самоконтроль становятся еще слабее. И к вечернему времени суток кроха может совсем выбиться из-под контроля.
  36. Распорядок дня составляйте таким образом, чтобы чередовались активная и пассивная деятельность. Например, после того, как малыш играл со сверстниками на улице, не стоит включать ему мультфильм про человека-паука, а потом еще и снова звать приятелей в гости для игры в жмурки.
  37. Избегайте мест скопления толпы. Большие торговые центры, рынки чересчур возбуждают нервную систему. Также лучше не отправлять его на прогулку с большим количеством детей. 1-2 малыша для компании – этого вполне достаточно.
  38. Выявите интересы и таланты ребенка. Какая-либо деятельность будет развивать его и кроха будет чувствовать себя способным.
  39. Обнимайте малыша как минимум 4 раза в день. Именно такое количество необходимо каждому человеку для благополучного душевного самочувствия.
  40. Перед сном занимайтесь спокойными делами. Хорошо успокоят ребенка легкий массаж и чтение сказок.
  41. Создайте дневник самоконтроля и отмечайте его с ребенком ежедневно.
  42. Минимум предметов должно находится в комнате ребенка.
  43. Введите систему вознаграждения за хорошие поступки.
  44. Важно спокойное и полное любви отношение не только родителей к ребенку, но и родителей между собой. Психологический климат в семье в целом достаточно сильно влияет на душевное равновесие ребенка и его будущие достижения.
  45. Чаще проводите время вместе всей семьей.
  46. Не устраивайте скандалы и ссоры в присутствии ребенка.

  Разлюбила мужа, что делать: советы психолога от экспертов

Воплощая в жизнь эти не сложные рекомендации можно добиться успеха в преодолении гиперактивности в раннем возрасте у детей.

Чем раньше вы обратите внимание, на поведение малыша и пройдёте консультацию у психолога, тем больше шансов устранить её проявление, или возникновение.

Обращаясь за помощью к специалисту, вы сможете получить рекомендации, которые будут составлены непосредственно для вас и вашего ребенка.

Возможно, изначально вам будет казаться, что приучить активного ребенка к режиму нереально, а заставить его сидеть неподвижно и вовсе из области фантастики. Но стоит вам только начать, и дать понять ребенку, что вы настроены решительно, как ситуация начнет меняться, и малыш станет радовать вас успехами.

Не забывайте о том, что даже самые незначительные успехи вашего малыша, должны быть замечены. Не жалейте похвалы, но и не поддавайтесь на провокации, держите свою позицию непреклонно.

А если у вас не выходит из головы: “Гиперактивный ребенок, что делать родителям?” Советы психолога на консультации онлайн – это лучшее решение. Тогда вы уже сможете этот тяжелый груз переложить на плечи квалифицированных специалистов. Будьте уверены в своих силах, и у вас обязательно всё получится!

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *